Центр занятости населения города Новосибирска летом прошлого года уже сообщал о так называемых школьных IT-мастерских. Это новая система обучения и практики для подростков, по итогам которой ребята имеют возможность получить работу в Новосибирске в IT-компаниях. В прошлом году по итогам защиты проектов некоторые участники новой системы обучения получили приглашение на работу от компании «ЦИТРос». Четверо работали в компании до начала учебного года, весь август, а двое – до конца ноября. ребята были официально трудоустроены и получали зарплату.
В 2013 году первая IT-мастерская для школьников открылась на базе гимназии «Горностай» в Академгородке. Компания «Дата Ист» стала заказчиком разработки, а организатором выступил Сибирский инжиниринговый инкубатор «И-куб». Мэрия выделила каждому участнику по 3500 рублей в качестве заработной платы. А отдел занятости населения Советского района обеспечил выплату материальной поддержки школьников в размере1062,5 рублей за месяц, оформив участников в рамках программы «Организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время».
10 февраля – 11 марта ребята, желающие получить работу программистом работали следующим образом: они были поделены на три группы и решали задачу по переводу геоинформационной библиотеки с языка программирования С на C#, более современный, который является одним из самых популярных языков программирования, а специалисты, владеющие навыками работы с ним востребованы на рынке труда. Обучающиеся разбирались в устройстве существующего кода интерактивной карты и создавали новую архитектуру библиотеки.
На протяжении месяца ребята посещали теоретические и практические занятия. Они также работали самостоятельно, сами находили необходимую информацию для решения поставленных задач. Такой подход развивает самоорганизацию подростков и, несомненно, пригодится в будущем. Ребята участвовали в различных тренингах, где им предоставлялась возможность самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать необходимый инструмент для реализации поставленных задач. На протяжении всего обучения у участников была возможность поддерживать связь с экспертов, в роли которого выступил директор по производству компании «Дата Ист» Юрий Ткачев. Ребята могли задать интересующие их вопросы по Skype или лично.
Юрий Ткачев отметил: «Одной из основных проблем является постоянная нехватка IT-специалистов. Поэтому участников мастерских мы рассматриваем как потенциальных специалистов, которые в будущем будут работать в нашей компании. И пусть сейчас у них специальных знаний мало, у них есть главное преимущество – желание учиться, а это очень важно. Думаю, что наш постоянных штат сотрудников пополнится ими лет через пять».
Помимо практики в IT-области, подростки научились оформлять документы для официального трудоустройства. Руководитель мастерской Радослав Бузыцкий считает, что эти знания пригодятся ребятам в будущем. Помимо решения основных задач по программированию, школьники ознакомились и с юридическими аспектами трудоустройства: собирали необходимые медицинские справки, заполняли заявления, изучали другие юридические аспекты. Пусть это неинтересное занятие, но необходимое, ведь в ближайшем будущем им предстоит столкнуться с проблемой трудоустройства. А эти знания, несомненно, пригодятся ребятам.
Инспектор отдела занятости населения Советского района Елена Новикова прокомментировала работу в рамках IT-мастерской: «Ребята были трудоустроены на должности «Оператора электронно-вычислительных машин». Думаю, что такой опыт школьникам пригодится, позволит адаптироваться к современным условиям рынка труда».
Возможность стать участниками новой системы обучения получили не только школьники гимназии «Горностай», но и учащиеся других школ и колледжей. Главным требованием к участникам был возраст 14-17 лет, а также способность решать нестандартные задачи. Эта способность выявлялась на собеседовании, которое проходили ребята. Самым младшим участником IT-мастерской стал тринадцатилетний Сергей Редько. Он не подошел по возрастному ограничению, однако его родители попросили включить его в список участников даже без денежного вознаграждения, потому что, по их мнению, подобная работа – бесценный опыт, которому можно найти применение в будущем.
Мы поинтересовались у Сергея, чем он занимается в IT-мастерской и какой опыт ему дает данная практика, на что он ответил: «Я работаю в С#, стараюсь понять формулы перевода координат из одной проекции в другую. В первую очередь это дает мне знания в математике и программировании, а также репутацию, которая в будущем может мне пригодиться. А знания свои буду применять, как повезет».
Уникальность проекта школьных IT-мастерских состоит в том, что обучающиеся решают конкретные, реальные бизнес-задачи, они разрабатывают свои программные продукты, а это очень важно. В конце обучения ребятам предстоит групповая защита проектов, после которой они получат свою первую зарплату. Этот социальный проект направлен на то, чтобы школьники попробовали себя в роли начинающих IT-специалистов, приобрели новые знания и навыки и поняли, что работа в крупной компании – это реальность, а не мечта.
В день итоговой аттестации юные программисты защищали свои проекты перед экспертами компании в составе генерального директора компании «Дата Ист» Вячеслава Ананьева, директора по производству Юрия Ткачева, руководителя Сибирского Инжинирингового Инкубатора Вадима Полюга, а также директора гимназии «Горностай» Ирины Путинцевой.
С поставленной задачей справились все. Эксперты особенно отметили работу Дениса Воронина, ученика 9 класса и Сергея Редько, ученика 7 класса, самых юных участников проекта. Юрий Ткачев отметил: «Главное, что мы можем оценить в школьниках – желание чего-то добиться, реализовать себя. Необходимых умений у них пока нет, но есть стремление учиться новому и переломить свою лень. Значит, это ребята, с которыми мы будем работать и в дальнейшем».
Работа второй IT-мастерской стартовала 18 марта. Она посвящена решению задач по аналитике разработке интернет-портала IT-кластера Сибири. Уже открыт набор в апрельскую IT-мастерскую, где участники будут разрабатывать и создавать сам портал.
Радослав Бузыцкий сообщил: «Мы планируем организовать целую серию мастерских и проводить занятия и по другим специальностям, поэтому возможность поучаствовать в проекте есть у всех ребят. Для школьников это отличный способ профориентации: они могут попробовать себя в той или иной области и сделать выбор: заниматься этим в дальнейшем или же выбрать другое занятие».